Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением.

В се­го­дняш­нем апо­столь­ском чте­нии апо­стол Па­вел нам го­во­рит, что кре­стом Хри­сто­вым мир рас­пят для него и он, Па­вел, рас­пят для ми­ра. Что это зна­чит? Па­вел не был рас­пят физи­че­ски, не был рас­пят и мир; но в древ­нем по­ни­ма­нии этот об­раз го­раз­до яс­нее. При рас­пя­тии обе ру­ки жерт­вы на­силь­ствен­но, без­жа­лост­но раз­ни­ма­лись врозь и при­гвож­да­лись ко кре­сту, так что ни­ко­гда, ни­ко­гда они не мог­ли боль­ше встре­тить­ся, – вот о чём го­во­рит Па­вел. Кре­стом Хри­сто­вым мир был от­торг­нут от него и стал ему пол­но­стью чуж­дым. Это мир, ко­то­ро­го он не мо­жет и не хо­чет боль­ше до­стичь, ко­то­рый не толь­ко от­нят у него, но ко­то­рый и он от­вер­га­ет, от­тал­ки­ва­ет от се­бя. Па­вел ста­но­вит­ся чуж­дым ми­ру, по­то­му что мир не мо­жет боль­ше при­нять его на усло­ви­ях Хри­сто­вых – на прин­ци­пи­аль­но но­вых усло­ви­ях жиз­ни Пав­ла.

Ко­гда мы слы­шим та­кие сло­ва и пе­ред на­ми про­хо­дят та­кие об­ра­зы, – то мы долж­ны за­ду­мать­ся о се­бе са­мих.

Сна­ча­ла Па­вел (фа­ри­сей Савл) был вра­гом Хри­ста. Он от­пра­вил­ся из Иеру­са­ли­ма в Да­маск для то­го, чтобы ис­тре­бить Его уче­ни­ков, ко­то­рых он счи­тал об­ман­щи­ка­ми и ху­ли­те­ля­ми (Мо­и­се­е­ва За­ко­на), но на пу­ти он встре­тил Хри­ста ли­цом к ли­цу. И в это мгно­ве­ние Хри­стос стал его Гос­по­дом, стал его Бо­гом, и не оста­лось ни­че­го, кро­ме Хри­ста, что бы­ло бы для Пав­ла сколь-ни­будь значи­мым. Его серд­це бы­ло до­ста­точ­но ве­ли­ким, чтобы, услы­шав при­зыв Хри­ста, ото­звать­ся на него всем су­ще­ством, всей жиз­нью, что бы с ним по­сле это­го ни про­изо­шло.

Этот рас­сказ о рас­пя­тии мы слы­ша­ли очень ча­сто: боль­шин­ство из нас – с дет­ства, дру­гие же – с мо­ло­дых лет. И ведь бы­ло мгно­ве­ние, ко­гда на­ше дет­ское во­об­ра­же­ние ото­зва­лось на него глу­бо­ким чув­ством! А по­том мы ста­ли – как бы­ва­ет со все­ми на­ми – невос­при­им­чи­вы­ми, нечут­ки­ми к этой эмо­ции: она ста­ла фак­том на­шей ве­ры, но пе­ре­ста­ла быть со­бы­ти­ем на­шей жиз­ни… А ведь апо­стол Па­вел го­во­рит, что для него Хри­стос – всё в жиз­ни. И это так! Ведь ес­ли Хри­стос дей­стви­тель­но точем (или Тот, Кем) Он был, – то что же мож­но по­ста­вить ря­дом, что мо­жет срав­нить­ся с этим?

За­ду­май­тесь на мгно­ве­ние, что слу­чи­лось бы, ес­ли бы кто-ни­будь – ко­го вы лю­би­те или кем вос­хи­ща­е­тесь – ока­зал­ся жерт­вой на­си­лия, убий­ствен­ной же­сто­ко­сти дру­гих лю­дей? При этом он стал жерт­вой по­то­му, что бо­рол­ся за то, что для него бы­ло важ­нее, чем его соб­ствен­ная жизнь: он бо­рол­ся за твою жизнь, чтобы спа­сти лич­но те­бя! Мог­ли бы вы (все мы) вер­нуть­ся к то­му, что ста­ло при­чи­ной его смер­ти? Мог­ли бы вы по­сле это­го и даль­ше иг­рать жиз­нью? Мог­ли бы мы и да­лее жить без­рас­суд­но? Мог­ли бы мы из­брать зло, хо­тя бы пы­та­ясь при­укра­сить его так или этак? Мог­ли бы мы тво­рить что-ли­бо, зная, что из-за на­ше­го по­ступ­ка (пусть пу­стяч­но­го, но убий­ствен­но­го!) лю­би­мый на­ми че­ло­век – или про­сто во­об­ще че­ло­век, ко­то­рым мы вос­хи­ща­лись и лю­би­ли – дол­жен уме­реть? Пья­ный во­ди­тель ав­то­мо­би­ля – один из при­ме­ров, но есть мно­го пу­тей, на ко­то­рых мы бы­ва­ем раз­ру­ши­тель­ны один для дру­го­го…

И есть ге­ро­и­че­ские пу­ти, на ко­то­рых лю­ди от­да­ют жизнь за дру­гих, по­то­му что эти дру­гие бы­ли без­рас­суд­ны и без­от­вет­ствен­ны. Они не бы­ли так уж греш­ны, как им ка­за­лось, а про­сто без­рас­суд­ны! Но это без­рас­суд­ство ве­ло к смер­ти дру­го­го…

Ка­ко­во же на­ше со­сто­я­ние? Мо­жет ли кто-ли­бо из нас по­вто­рить сло­ва, ска­зан­ные апо­сто­лом Пав­лом в его По­сла­нии к Га­ла­там (или в дру­гом По­сла­нии), что для него жизнь – это Хри­стос? Хри­стос – это жизнь, и Па­вел же­лал бы уме­реть вме­сте с Ним, по­то­му что обык­но­вен­ная «зем­ная жизнь» – это раз­лу­ка со Хри­стом, а его един­ствен­ное стрем­ле­ние – быть вме­сте с Ним.

За­ду­ма­ем­ся над эти­ми сло­ва­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Они не осуж­да­ют нас и не об­ви­ня­ют – они нас при­зы­ва­ют. Па­вел го­во­рит: я знаю, чтозна­чит най­ти веч­ную жизнь, я знаю, что зна­чит най­ти Хри­ста, най­ти всё, что в жиз­ни име­ет цен­ность, в про­ти­во­по­лож­ность все­му то­му, че­му мы раб­ски слу­жим… Най­ди это, – ска­зал бы он нам, – вер­нись об­рат­но в свою ду­шу, в своё про­шлое – к пер­во­му мгно­ве­нию, ко­гда Хри­стос во­шел в твою жизнь и в твоё серд­це, – к мгно­ве­нию ди­ва, чу­да, ра­до­сти и осво­бож­де­ния, – а за­тем помни это и жи­ви этим, от­ло­жив всё тем­ное, всё мерт­вя­щее, без­жиз­нен­ное, урод­ли­вое. Вы­бе­ри свет, вы­бе­ри жизнь, вы­бе­ри ра­дость. Всё это со­дер­жит­ся в име­ни Бо­жи­ем и в люб­ви Бо­жи­ей во Хри­сте. Аминь!

Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *