Слово в 6-ю Неделю Великого поста. Вход Господень в Иерусалим.

В день Входа Господня в святой град Иерусалим, как мы слышали из Священного Писания, весь народ еврейский со своими детьми и, даже детьми грудными, вышел навстречу Христу, чтобы встретить Его торжественно, как своего Царя и Спасителя. Еще никогда он не встречал так своего Божественного Учителя. Это кажется странным, потому что книжники и фарисеи уже определили убить Христа позорной смертью и убить Лазаря, и множество жителей Иерусалима были готовы помочь своим старейшинам в воплощении этого замысла. Но мы видим, что народ еврейский бессознательно, но все-таки по велению сердца, ведь на тот момент он еще был народом богоизбранным, выходит навстречу Христу и постилает одежды перед ним, а дети режут ветви пальм и кричат: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:13). Делают все это, даже не осознавая, что на короткий момент, разверзлись небеса над градом Иерусалимом.

И если, братья и сестры, посмотреть на нас, то мы и по сей день, именно в этот праздник так торжественно встречаем Господа Иисуса Христа, приходим в храм с пальмами и вербами, и приходим в таком множестве, чтобы прославить Его, входящего в Иерусалим.

Почему так? Потому что мы тоже в душе чувствуем особо важную причину сегодняшнего дня и настоящего праздника. Кто-то из нас чувствует эту причину более ясно, осознанно, а кто-то подспудно. А причина заключается в том, что Господь идет в Иерусалим на вольную, добровольную страсть самоуничижения, бичевания, поношения, страдания и смерть. И все это он поднимает на Себя ради нас, ради нашего спасения, потому что причина этих страданий – наши страсти, грехи и пороки. И не только тех людей, которые жили во времена земной жизни Господа Иисуса Христа. Не только тех, которые жили от Адама до пришествия в мир Мессии, но и всех нас лично, и даже тех последующих поколений, которые еще будут жить на земле. За всех нас Господь пострадал и в этот день Он идет в Иерусалим на Свою вольную страсть, чтобы нас спасти не только от греха проклятия и смерти, но и даровать нам жизнь вечную.

Мы видим сегодня, братья и сестры, некоторую тенденцию в людях, которые не хотят обращать внимания на учение Господа Иисуса Христа о спасении, которое Он нам даровал, не хотят внимать слову Божию, Священному Писанию, не хотят ни читать, ни познавать то объяснение, толкование, которое дали Святые Отцы Священному Писанию. Сегодня люди по своей гордости хотят все познать сами с самого начала, считая себя умнее тех, которые жили до них. И в своих исканиях они пытаются найти истину, не зная, где найдут её, и где будет конец этому поиску. Успеют ли они за свою жизнь найти эту истину? А после их смерти придут такие же гордые, надменные, которые опять с самого начала пожелают эту истину искать.

 Сегодня подобные люди, ставшие даже большими чиновниками, пытаются это навязать детям, молодежи говоря, что они должны сами изучить все религии, все течения, все разномыслия, сами в этом разобраться и сами самостоятельно выносить истину.  Может быть, сознавая, а, может быть, и нет, что в этих поисках большинство просто потонет, не будучи в состоянии ни по времени разобраться во всех лжеучениях, искажениях, ни даже в том, чтобы до конца изучить, познать и исполнить ту Божественную истину, которая нам дана.

В чем эта истина? А в том, братья и сестры, что есть правда Божия, которая требует, чтобы за всякое добро была награда, а за всякую вину было наказание. Это правда Божия. Бог есть правда и истина.

Когда Бог сотворил первого человека, Адама, то поскольку Он Сам Всесовершенный, то Его творение было прекрасно и совершенно, потому что Бог не сотворил никакого греха. Но Адам, будучи сотворен прекрасным и, в то же врем, свободным, согрешил и был лишен рая. Спрашивается, как он мог опять обрести спасение? Как он мог вновь вернуться в рай? Как он мог победить зло дьявола и избежать ада? Может быть, он мог принести какую-то жертву? Что же мог человек дать в жертву для искупления себя? Может быть, он мог повиниться, покаяться, признать свою вину или принести в жертву саму свою жизнь?

Мы знаем, что, если преступник кается, то это может быть лишь смягчением наказания, но не отменой самого наказания. Мы видим в судах, что, когда преступник даже раскаивается в содеянном, то это не избавляет его от наказания, а может лишь несколько смягчить меру наказания.

Дальше мы видим, что человек не мог принести в искупление грехов даже свою жизнь, потому что после грехопадения он стал рабом греха и смерти. Наступил некоторый тупик, кризис, который осознал каждый человек, все наше человечество, — люди живут и даже стараются жить праведно, как ветхозаветные пророки, праведники, но после смерти все равно идут в ад. И даже в своей земной жизни они видят, что не могут до конца грех победить. Человечество постепенно осознало, что не может справиться с той проблемой, которая перед ним стоит.

И тогда Господь Иисус Христос приходит на землю. Святые Отцы говорят, что у Бога могло быть много вариантов спасения погибшего рода человеческого. И важно, что Бог избирает путь, когда на землю приходит, воплощается второе лицо Святой Троицы – Бог Слово, Единородный Сын Божий и принимает на себя человеческую природу через самоуничижение. Во всем становясь подобным человеку, кроме греха. И, уже став Богочеловеком, восстанавливает образ человеческий во всем величии, святости и непорочности, как это было в Адаме до грехопадения. А затем, взяв на себя всю полноту человеческой жизни, Он исполняет весь Ветхозаветный закон и принимает на себя грехи всего человечества, которые Он возносит на Крест и искупляет весь род человеческий.

Для удовлетворения правды Божией, это была даже слишком большая жертва. Нам, конечно, не надо впадать в католицизм, который говорит о заслугах Господа Иисуса Христа, но существует такое сравнение: то, что совершил Господь,  было даже чрезмерно много, это было как море, вместо какой-то капли. Мы лишь, стараясь оставаться на позиции православных, можем сказать, что именно благодаря жертве Крестной, мы теперь вновь получили отверстый рай. Мы и по сей день приобщаемся Христу, Его Божественному Телу и Крови и, получая дары Святого Духа, можем стать наследниками Царства Небесного.

Во-первых, уже здесь, живя на земле, с помощью Божией можем победить в себе страсти и пороки. Для этого есть все в Церкви, весь инструмент. Теперь любого человека, в какой бы он стадии грехопадения он не находился, можно спасти, воздвигнуть и он будет наследовать жизнь вечную. И, во-вторых, после самой смерти мы можем избежать ада.

Поэтому, братья и сестры, надо осознавать, чувствовать какие священные дни наступают для нас, какие важные события будут вспоминаться, и вновь и вновь нами переживаться, потому что все моменты домостроительства человеческого спасения происходят постоянно.

Мы собрались в этот день в храмах и монастырях, наполнили их для того, чтобы прославить и возблагодарить Господа, идущего на вольную страсть. Возблагодарить Его за те милости и щедроты, которые Он нам оказал и постоянно оказывает в нашей жизни. Как святой апостол Иоанн говорит: «в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (Ин. 4:10) и спас нас для вечной жизни. Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *