Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице.

Картинки по запросу Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице.

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Евангелие от Матфея  глава VII, стихи 28-34, глава IХ, стих 1

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня для нас было прочитано Евангельское повествование о том, как Господь посетил страну Гергесинскую.

Когда Господь сошел с корабля, то Его встретили два человека, одержимых нечистыми духами. Настолько они были люди свирепые, что никто не мог проходить тем путем. Святые отцы комментируют слова Священного Писания, говоря, что нагота этих людей свидетельствует о наготе душевной, в их душах не было ничего доброго, положительного, добродетельного. Евангелие говорит о свирепости, лютости по отношению к людям, и святые отцы указывают нам на то, что, если бес в ком-то поселяется, то от того человека никому из людей ничего хорошего не будет. Не может бес никому дать никакого блага.

Далее сказано, что Господь велит бесам выйти из этих людей. Он повелевает бесам и они чувствуют эту власть, но умоляют Господа  позволить им  хотя бы войти в стадо свиней, которое паслось там же. Господь им разрешает. И бесы, выйдя из этих людей, входят в свиней, и в бешенстве стадо бросается с крутизны берега в море.

Пастухи, которые пасли этих свиней, пошли в город и рассказали о том, что случилось. А дальше мы видим удивительное, непонятное: все горожане вышли навстречу Христу и вместо слов благодарности за то, что Он пришел в их страну, освободил бесноватых, за то, что Он своим посещением освящает их город, они просят Его удалиться. И, конечно же, Господь не употребляет не только никакого насилия, но даже навязчивости, Он оставляет пределы Гергесинские, садится в свою лодку и возвращается в свой город.

На этом моменте нам важно, пожалуй, сегодня остановиться и сказать несколько слов о той неблагодарности, которую проявили эти люди. Они, на самом деле, должны были быть в восторге. Сам Христос к ним пришел! Какая радость! И Он не просто пришел, хотя этого было бы достаточно, Он совершил для них благодеяние – исцелил двух людей, которые на всех жителей наводили такой страх и ужас, что никто не мог проходить мимо. Но мы видим другое, — то качество людей, которое было и во времена жизни Иисуса Христа, и сейчас есть.

Это свойство души называется неблагодарностью. Страшное чувство. Святые Отцы говорят, что оно распространяется на все стороны жизни человека. Если мы посмотрим на семью, то неблагодарность проявляется тогда, когда между супругами пропадает подлинная любовь, когда они забывают обо всех обетах: взаимной верности, любви, преданности до гроба. Мы видим охлаждение их чувств, сварливые речи, обиды, упрёки, видим, что у них осталось только понятие долга, обязанности и они «со скрежетом на зубах» влачат существование вместе. Отчего это возникло? — Они потеряли взаимную благодарность друг к другу.

То же самое мы видим и в обществе. Это проявляется в том, что, когда в высшем обществе распространяются какие-то слухи, то надо знать, что это вышло из уст человека неблагодарного. Как гласит народная поговорка: «Скверный человек для скверного словца не пожалеет и собственного отца».Так говорит народная мудрость.

Это проявляется и у детей по отношению к родителям, когда они неблагодарны за то, что родители их родили, воспитали, дали им образование, помогли выйти в жизнь.

Это же мы видим и в отношениях между людьми, когда теряется дружба. Бывает, что люди были дружны друг с другом, а впоследствии, когда человек неблагодарный видит, что эта дружба ему не очень выгодна, а выгодна дружба с другим человеком, он выбрасывает старую дружбу из своей жизни. Происходит это подобно тому, как выносят из комнаты увядший букет цветов, который распространяет не благовония, а уже смердит. Этот человек пытается завести новую дружбу, но жизнь показывает, что это бывает ненадолго, потому что неблагодарный человек — очень непостоянный, сварливый и его новая дружба тоже быстро закончится, и ее постигнет измена.

Мы видим, что людям неблагодарным даже опасно творить доброе дело. Когда неблагодарному человеку делаешь доброе дело, то ты в душе радуешься, благодаришь Бога, за то, что ты этому человеку сделал доброе дело по милости и с помощью Божией. И даже не надеешься от него взаимно ничего получить, но просто по-человечески думаешь, что этот человек будет тебе признателен, благодарен. Но человек неблагодарный очень коварен и, когда ему оказали какое-то благодеяние, он чувствует, что нравственно стал должен тому человеку и спешит освободиться от этого долга… И вместо взаимной благодарности этот человек станет первым завистником, и при первой возможности он ответит жестокой неблагодарностью.

Итак, мы видим, что проявления неблагодарности бывают во всех сферах нашей жизни. Закончить наше краткое несовершенное слово, можно одним образом, сравнением, которое привёл один из проповедников на сегодняшнее Евангельское зачало: «Благодарность человека подобна орлу, который, чем выше взлетает в воздух, тем больше для него открываются просторы и возможности. А неблагодарный человек подобен гергесинскому животному — гергесинской свинье, которая была вполне довольна грязью и нечистотой болот».   Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *